Бланк ответов
№ задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
Сумма правильных ответов |
Общее время выполнения теста __________ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов ________________
IQ показатель _________________
Стимульный материал
Обработка результатов методики Равена
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена.
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия Е |
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7 |
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1 |
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1 |
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 |
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 3 |
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 |
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5 |
Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста. В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1)на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)
Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта
Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ
К-во баллов | Возраст в годах | ||||||||||||
8,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 16-30 | |||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
- | |||||||||||||
96 | |||||||||||||
91 | |||||||||||||
99 | |||||||||||||
Для лиц более старшего возраста IQ
вычисляется по формуле:
(IQ для 16-30 х 100)/%
, где
%,
определяющийся по таблице:
Возраст | 16-30 | 35 | 45 | 50 | 60 | ||
% | 82 |
Например: испытуемый пятидесяти лет выполняет 49 заданий.
IQ по таблице = 110 баллов.
Следовательно, (110 баллов × 100)/82=134
балла.
Таблица 3
Шкала умственных способностей
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ
Возможен перевод результатов в проценты с учетом возраста испытуемого по следующей таблице.
% | Хронологический возраст в годах. | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | |||
- | - | - | - | - | - | - | - |
Определение уровня интеллекта согласно % производят по следующей таблице.
ИНТЕРПРEТАЦИЯ
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена»
ФИО: Филлипов Алексей Андреевич
Возраст – 25; Пол - м; Дата обследования 01.06.2014;
Бланк ответов
№ задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
Сумма правильных ответов | |||||
Нормативное распредление баллов | -1 | -2 | -1 | -7 |
Общее время выполнения теста ____20______ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов __51______________
IQ показатель __114 баллов _______________
Обработка и интерпретация результатов:
Используя ключ к тесту, подсчитаем количество баллов по каждой серии и запишем результаты в бланк ответов. Общая сумма баллов по всем сериям – 51 правильный ответ. Далее, мы переводим количество «сырых балов» в IQ, используя при этом таблицу перевода. В нашем случае количеству «сырых балов»-51 при возрасте испытуемого 25 лет уровень развития интеллекта – 114. Используя формулу, вычисляем процент уровня развития интеллекта: IQ= (114/100)*100=114. Этот процент развития интеллектуальных способностей указывает на то, что испытуемый имеет третий степень развития интеллекта, то есть - средний интеллект.
Заключение
По результатам исследования уровня развития интеллектуальных способностей по методике «Прогрессивные матрицы Равена», у испытуемого, возрастом 25 лет, наблюдается средний уровень развития интеллекта, что отвечает нормам личностного развития. Для того, чтобы развивать свои интеллектуальные способности, испытуемому рекомендуется в разные способы развивать и тренировать все виды памяти и языковые навыки, решать логические и творческие задания, заниматься физическим развитием, играть в разные игры, читать книги, которые имеют новые для нас слова и для понимания которых нужно прикладывать усилия мозга.
Задание 2. Исследование по методу наблюдения
Цель: наблюдение и фиксирование у наблюдаемого параметров и особенностей проявления психических характеристик методом осознанного полевого наблюдения.
Дата наблюдения | Условия, при которых проводилось наблюдение | Что наблюдалось | Что обнаружено в процессе наблюдения | Обьяснение данных наблюдения |
25.05.2014 26.05.2014 27.05.2014 | Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс | Локус контроля Направленность человека Тип темперамента | В процессе наблюдения испытуемый разделяет свои действия в работе на плохие и хорошие, больше полагается на то, что негативный результат его действий зависит от влияния неизвестных ему факторов и сбоев, он оправдывается, перед принятием нового задания человек тревожится о том, сможет ли он его выполнить, проявляется неуверенность в себе, но контакты внутри рабочего коллектива налажены, активны, Испытуемый часто отрывается от работы, когда кто-то из офиса подает инициативу выйти. Утром, придя на работу, он позитивный, радостный, поднимает иногда настроение, интересуется жизнью своих коллег по работе, имеет хорошие отношения с коллегами, в перерыве от работы может в компании коллег провести время, он активный в общении, готов к поддерживанию шуток, к интересному общению на разные темы, часто отвлекается от рабочего процесса. В последствии этого, испытуемый может не успевать делать основную работу вовремя, ему нужно больше времени на выполнение работы, чем другим. В процессе работы, наблюдаемый часто и быстро переключается с рабочего состояния на невынужденные разговоры с коллегами, проявляет волнение и озадаченность при необходимости выполнить работу вовремя, быстро реагирует на внешние подражания, уделяя этому внимание, ему приятно, когда он что-то интересное рассказывает и его слушают, когда он может говорить о своем мнении и даже спорить с кем-то. Он проявляет свою компетентность в рабочей группе людей для того, чтобы с ним считались, любит быт услышанным и когда его поощряют. Принимая решения, человек делает это часто спонтанно, не всегда хорошо обдумывая, но торопиться его принять. | Локус контроля внешний (или экстернальный) Направленность на взаимодействие, что указывает на выраженную потребность в общении. Сангвиник |
Заключение: в результате трехдневного наблюдения, которое было проведено в условиях деятельности человека, в поведении наблюдаемого были зафиксированны особенности по таким выборочным характеристикам: локус контроля, тип темперамента и направленность человека. По зафиксированным данным можно говорить о том, что в наблюдаемого локализация контроля внешняя(или экстернальная), направленность на установление и поддержку хороших взаимоотноошений с окружающей средой, более всего проявляется тип темперамента - сангвиник.
3. Исследование по методу беседы
В своем задании по проведению беседы, моей целью стало изучение профессионального и творческого становления личности местного художника-фотографа. В беседе участвовал студент-психолог и местный художник-фотограф.
Студент-психолог: Мне бы хотелось более подробно узнать о том периоде вашей жизни, в котором вы для себя поняли способ самореализации?
Художник: До момента использования кисти, я работала в социальной сфере, это работа с людьми, а также с благоприятными и неблагоприятными семьями. Тогда мене было 22 года, и я понимала, что будучи молодой, имея за плечами образование психологическое, мне нужно что-то еще делать и для себя, для своего развития, для своего внутреннего наполнения и сбережения своего здоровья. Тогда я уже была личностью активной и часто выходила на публику. Но идея взять кисть в руки – это была подсказка голоса изнутри, как еще один аспект моей личности для самореализации и проявления своего «Я».
Студент-психолог: То есть, я правильно понимаю, что рисование дало вам возможность избежать эмоционального выгорания, которое возникает при работе с неблагоприятными семьями и другими категориями населения?
Художник-фотограф: Рисование стало для меня совсем новым источником жизненной энергии, это есть моя находка, которую подсказал мне мой ум в определенный трудный период работы с населением.
Студент-психолог: Когда я смотрела на картины, которые теперь можно увидеть в интерьерных магазинах города, то видела лишь цветы на ваших картинах. Почему цветы? И какие условия вам нужны для творения?
Художник-фотограф: Цветы для меня – это отображение моего внутреннего состояния и настроения. Условия работы – это во-первых, вечер, период после основной работы, в своей тихой мастерской, во-вторых, на выходные я я еду на природу, где мне легко творить и это меня расслабляет и вдохновляет. Делая картину, я особое внимание уделяю смешиванию красок, в результате чего я вижу что-то новое в своих картинах.
Студент-психолог: Увлечение фотографией в вашем случае есть для вас следствием рисования? Ибо я вижу, что сейчас в вашей творческой деятельности фото начинает доминировать
Студент-психолог: А как вы думаете, для того чтобы стать творческой личностью нужно рисовать и фотографировать? Или есть еще и другие варианты открытия в себе творческого начала?
Художник-фотограф: Есть много способов развития творческого начала и становления творческой личности. В моем случае – это рисование и фотография. Для кого-то другого – это будет что-то другое, потому что мы все индивидуальны. Главное в поиске себя - это прислушивание к себе, тогда мы сможем найти себя!
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
Интерпретация результатов (ключи)
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
БЛАНК
ФИО _________________________
Номер задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 |
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.
При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:
1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень - 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.
Ключ к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Серия A | 4 | 5 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 |
Серия B | 5 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 4 | 8 |
Серия C | 5 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 5 | 1 | 7 | 1 | 6 | 2 |
Серия D | 3 | 4 | 3 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 1 | 2 | 5 | 6 |
Серия E | 7 | 6 | 8 | 2 | 1 | 5 | 1 | 3 | 6 | 2 | 4 | 5 |
Таблица пересчета баллов
Нормальная композиция очков
Ожидаемое число очков по каждой серии | Серия | Сумма очков | |||||||||
10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | ||
A | 6 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 11 | 11 | 12 | |
B | 2 | 4 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 11 | 11 | |
C | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 10 | 10 | 11 | |
D | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 9 | 9 | 10 | 11 | |
E | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 10 |
Стимульный материал
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия В - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления". После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы!
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого. Интерпретация результатов (ключи) Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
БЛАНК
ФИО (№)
№ задания |
А | В | С | В | Е |
1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.
КЛЮЧ
№ |
ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ
Оценка в баллах |
|||||||||
Сумма очков |
129- |
||||||||
За правиль- |
|||||||||
Ные ответы |
НОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОЧКОВ
Ожидаемое |
Серия |
Сумма очков | |
15 20 25 30 35 40 45 50 55 |
|||
Число очков по каждой |
8 9 10 10 10 10 11 12 12 |
||
Серии |
4 6 7 8 8 9 10 11 11 |
||
2 3 4 6 7 8 10 10 11 |
|||
1 2 3 4 7 9 9 10 11 |
|||
00123457 10 |
Стимульный материал к методике Равена
Таблицы Равенна (шкала прогрессивных матриц)
Методика предназначена для изучения логичности мышления и определения коэффициента интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
При решении заданий выступают 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) перцепция – восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.
При решении задач внимание очень напряжено, оно поддерживает стремление (интерес) к решению. В процессе выполнения задания требуется концентрация внимания и его распределение. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, имеют значение воля и эмоции.
Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равенна не является тестом «всеобщего интеллекта», а исследует способность к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности. Было бы ошибкой, если бы тесты Равенна считали интеллетуальными тестами. В этом случае речь идет об определении способностей к систематизации в мышлении, к планомерности и методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равенна – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.
Шкала матриц состоит из 5 серий (60 таблиц), которые Равен упорядочил согласно следующим принципам:
А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;
В – аналогия между парами фигур;
С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;
D – принцип перегруппировки фигур;
Е – принцип разложения фигур на элементы.
В серии А тестовое значение заключается в дополнении недостающей части образца (основного изображения) или матриц. Фигуры его статичны.
При решении заданий серии А протекают 2 мыслительных процесса:
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.
Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1-7,2-6,3-6,4-1,5-2,6-5,7-6, 8-1,9-3,10-5.
Выводы об уровне развития